Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации. Как правило, эти лица не имеют права на получение соответствующих страховых пенсий, например, из-за отсутствия необходимого страхового стажа. Либо гражданин выбирает социальную пенсию, так как ее размер оказывается больше причитающейся ему страховой пенсии (п. 2 ст. 3, п. 6 ст. 5, п. 1 ст. 11 Закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ; ч. 3 ст. 9, ч. 11 ст. 10 Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Для оформления социальной пенсии необходимо обратиться в территориальный орган ПФР (далее - ТО ПФР). В этом случае рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Привет. Я учусь в университете на бюджете и два года получала социальную стипендию, потому что мама была безработной. Сейчас она работает, и ее зарплата превышает прожиточный минимум для всех в семье (нас трое). У меня нет отца (он умер 5 лет назад) дадут ли мне социальную стипендию как кормильцу? Или там будет учитываться зарплата моей мамы и могут отказать?
В этом случае предоставляется пенсия по случаю потери кормильца, обратитесь в пенсионный фонд.
* Пунктуация и орфография авторов сохранены.
Шаг 1. Определите, имеете ли вы право на получение социальной пенсии
Граждане-инвалиды, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на получение социальной пенсии (п. 4 ст. 8 ст. 11 Закона N 166-ФЗ):
- Инвалидам I, II и III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, а также военнослужащим при утрате трудоспособности в связи с совершением преступления (устанавливается социальная пенсия по инвалидности);
- Дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях образования, до завершения такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими 23-летнего возраста, утратившие один (оба ) родители, и дети умершей матери-одиночки, а также члены семьи военнослужащего в случае гибели (гибели) кормильца в результате совершения преступления (устанавливается социальная пенсия на случай потери кормилец);
- Граждане из числа коренных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (мужчины и женщины соответственно), постоянно проживающие в местах проживания коренных народов Севера на день назначения пенсии (устанавливается социальная пенсия по старости);
- Граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет, по достижении возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно) (социальный пенсионер). устанавливается пенсия по возрасту).
Примечание. Граждане, относящиеся к последней из указанных категорий, не получают социальную пенсию в период работы или иной деятельности, когда они подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 5 ст. 11 Закона N 166-ФЗ).
Шаг 2. Подготовьте необходимые документы
При оформлении социальной пенсии потребуются (п. 1 ст. 22 Закона N 166-ФЗ; п. 17, 46 - 48 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 19 января 2016 г. N 14н):
1) заявление о назначении пенсии;
2) документы, удостоверяющие личность гражданина, а также подтверждающие его возраст и гражданство (как правило, это паспорт, свидетельство о рождении - для ребенка до 14 лет);
3) документ о постоянном проживании в Российской Федерации (например, для иностранного гражданина это может быть вид на жительство);
4) документы, подтверждающие личность и полномочия представителя (при оформлении пенсии через представителя).
Примечание. Заявление не требуется для назначения социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее получавшим социальную пенсию по инвалидности, предусмотренную для детей-инвалидов, выплата которой прекращена в связи с до достижения возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (для мужчин и женщин соответственно), являвшихся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой прекращено в связи с достижением указанного возраста (п. 1 ст. 22 Закона N 166-ФЗ).
Для подтверждения дополнительных обстоятельств в зависимости от вида социальной пенсии могут быть необходимы, в частности (п. 38, 53 Положения):
1) для социальной пенсии по старости - документы, подтверждающие принадлежность к малочисленным народам Севера (паспорт, свидетельство о рождении, справка, выданная органами местного самоуправления);
2) для социальной пенсии по случаю потери кормильца - документы, подтверждающие:
- Смерть кормильца;
- Семейные отношения с кормильцем;
- Воспитание ребенка кормильца на дневной форме обучения;
- Факт зависимости от кормильца;
- Смерть второго родителя;
- Тот факт, что погибшая была матерью-одиночкой;
- Неизвестное отсутствие или объявление кормильца умершим.
Примечание. Необходимые для установления пенсии документы и сведения могут быть истребованы у Вас только в случае их отсутствия в распоряжении ТО ПФР, государственных органов, органов местного самоуправления или подведомственных им организаций (п. 3 ст. 24 Закона N 166-ФЗ; п. п. 41, 55 Положения).
Шаг 3. Подать документы в ТО ПФР
Заявление о назначении пенсии можно подать в ТО ПФР по месту (п. 1 ст. 24 Закона N 166-ФЗ; п. 81 Положения):
- Резиденция;
- Пребывание, если у вас нет регистрации по месту жительства;
- Фактическое место жительства, если у вас нет регистрации по месту жительства и месту пребывания.
Примечание!
Заявление от имени несовершеннолетнего или недееспособного лица подается его законным представителем в ТО ПФР по месту жительства такого лица или по месту его жительства (нахождения). Если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление на получение пенсии необходимо подавать в ТО ПФР по месту жительства родителя (усыновителя), с которым проживает ребенок. Несовершеннолетний, достигший 14-летнего возраста, имеет право самостоятельно претендовать на получение пенсии (абз. 7 ст. 81 Правил).
Документы могут быть поданы (лично или через представителя) непосредственно в ТО ПФР, подаются через МФЦ (если между ПФР и МФЦ заключен договор о сотрудничестве и подача этих документов предусмотрена перечень услуг, оказываемых в МФЦ) или высылается по почте. Заявление о назначении пенсии можно подать и в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет на сайте ПФР (пп. 2, 4 п. 1 ст. 24 Закона N 166-ФЗ; пункты 74, 75, 80 Положения).
Для подтверждения даты и факта принятия заявления Вам должно быть вручено, отправлено по почте или в электронном виде уведомление о принятии и регистрации заявления. Если при этом вы не представили все документы, необходимые для назначения пенсии, в уведомлении указывается перечень недостающих документов (п. 85 Положения).
Шаг 4. Дождаться решения ТО ПФР о назначении пенсии
КО ПФР должен принять решение о назначении пенсии или об отказе в назначении пенсии в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления и всех необходимых документов (п. 13 Положения).
Если ваше заявление будет удовлетворено, ТО ПФР рассчитает размер пенсии и примет решение о ее назначении.
По общему правилу пенсия назначается с 1-го числа месяца, в котором вы подали на нее заявление, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее. Пенсия гражданам из числа инвалидов с детства назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, а в случае пропуска срока переосвидетельствования по уважительной причине - со дня, с которого установлена инвалидность за прошедшее время. Пенсия гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (мужчинам и женщинам соответственно), назначается со дня достижения ими указанного возраста (п. 1 ст. 23 Закона N 166-ФЗ).
Примечание!
В случае отказа в назначении пенсии ТО ПФР обязан уведомить Вас об этом в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения, указав причины отказа и порядок обжалования решения, и одновременно вернуть все представленные документов (п. 15 Положения).